skip to Main Content

Безопасность аэропортов. Уроки августа 2006

Повышение уровня угрозы безопасности на авиатранспорте к критическому, которое наблюдалось в Великобритании в августе этого года, происходит на многие из ситуаций, уже случались за последние несколько лет, однако были и весьма важные различия.

Разница заключается в том, что угроза, которую несут с собой жидкие взрывчатые вещества, по своей природе отличается от тех, на выявление которых настроены стандартные схемы обеспечения безопасности аэропортов, воздушных линий и пассажиров.

Результатом были массированные сбои в работе аэропортов усиления мер безопасности, доверия к имеющимся мерам безопасности и введение новых. Работоспособность удалось восстановить за несколько дней, но сбои продолжались в виде потерь багажа, сдвигов расписания и некоторой напряженности в отношениях всех, чьи интересы были затронуты.

Я прилетел в Великобританию за день до того, как вступили в силу новые требования безопасности, а впервые столкнулся с ними в Хитроу уже на следующий день после того, как произошло ужесточение мер. В течение всей следующей недели мне пришлось интенсивно пользоваться британской транспортной системой, включая аэропорты, а также наблюдать по телевизору, как это подавалось в новостях и обсуждался в дискуссиях.

Испытав на себе новые условия обеспечения безопасности, я смог выделить проблемные зоны, общие для всего комплекса мероприятий. Ниже приведены лишь наиболее сильно проявлены.

Планирование сценариев и действий в нештатных ситуациях

В Соединенном Королевстве широко обсуждалось то, в каких пределах аэропорты в состоянии выдержать те организационные требования, применение которых "выпало в осадок" из ситуации с жидкой взрывчаткой.

Выпирают из терминалов наружу очереди на регистрацию, извилистые хвосты ожидающих личного досмотра пассажиров, задержаны или недогруженными рейсы стали немедленным следствием объявления чрезвычайной ситуации. Однако, сопоставив условия работы в штатном режиме и "по тревоге", я обнаружил несколько вопиющих несоответствий.

В результате кризиса количество проверяется багажа удвоилось, личный досмотр пассажиров стали более тщательными и длинными, а также выросли требования к достоверности Учитывая, что выражается в необходимости детального ручного ухода и рентгеновской перепроверки при обнаружении малейших подозрительных признаков в зоне проверки.

Любой бизнес производственного характера при попытке удвоить выход продукции, производственную мощность или рабочую нагрузку, в таких условиях долго бы не протянул — и это еще без учета необходимости иметь дело с раздраженными и выведенными из себя пассажирами. В других отраслях промышленности бывают резервы роста производительности, однако не так часто они объединены с требованием одновременного кардинального повышения качества.

Несомненно, уровень требований к аэропортам почти беспрецедентно вырос. Однако планы действий в нештатных ситуациях должны разрабатываться на основе сценарного планирования, которое рассматривает широкий спектр возможных поворотов событий. Это потребует привлечения в принятии решений людей, способных увидеть ситуацию со стороны и оценить саму угрозу и возможные пути ее развития.

Область планирования действий в нештатных ситуациях касается части действий по обеспечению безопасности, и поэтому правительственные и другие структуры должны куда более ответственно подходить к сценарной планированию. Это станет и предпосылками к правильным действиям во время проведения Кубка Мира по футболу в 2010 году.

Полная версия статьи доступна на сайте журнала Security Focus >>

Back To Top