skip to Main Content

На чем летать, чтобы долететь

Произошла на прошлой неделе катастрофа "Боинга-737", летевший в Рио-де-Жанейро унесла жизни 155 человек.

Пока специалисты сделают окончательные выводы о причине катастрофы российского Ту-154 под Донецком, мало кто о ней вспомнит — жизнь.

Скорее всего, о тех самых причинам большинство людей так и не узнает. Как не знает всех подробностей о предыдущих авиакатастрофах: сгоревшего А-320 под Иркутском, рухнувший в море под Сочи армянского А-320 и др. О них рассказал эксперт по безопасности полетов Иван Янчак.

"Боинг" — лидер?

— КАКАЯ страна лидирует по количеству авиакатастроф?

— В мире ежемесячно разбиваются от 1 до 3 пассажирских и грузовых самолетов 3-го класса и выше, то есть со взлетным весом от 22 (Как-40) до 400 (Ан-124) тонн. Кроме того, в неделю в среднем происходит по 1 — 2 аварии или катастрофы с военными летательными аппаратами. В день — до 10 авиапроисшествий с небольшими частными самолетами. А лидер — США. Жертвами "малой авиации" там становятся по тысяче и более человек в год. При этом погибших в катастрофах больших самолетов на порядок меньше — 100 — 120 человек.

— А как в России?

— Есть такой совершенно объективный параметр — количество авиационных происшествий на сто тысяч часов налета. Так вот, для Ту-154 он составляет примерно 1,2, а для Боинга-767, который можно считать аналогом нашего самолета, — 1,5. Заметьте, это с учетом катастроф последних десятилетий, число которых действительно возросла. В доперестроечные времена показатель для Ту-154 вообще был 0,8.

За последние 10 лет на долю отечественных авиакомпаний пришлось чуть менее 8% от общего числа происшествий с пассажирскими самолетами. Если давать раскладку по типам самолетов, то впереди окажутся "Боинга" — 33 катастрофы. За ними следуют Елин — 23. Самолеты европейского консорциума "Эрбас" за те же 10 лет терпели катастрофы 15 раз, причем трижды — на территории России. Авиалайнеры марки Ту за 10 лет падали 12 раз.

— Каковы причины зачастую приводят к катастрофам?

— Обычно их бывает несколько. Например, развитие катастрофы армянского А-320 в Сочи началось с неожиданного для экипажа команды диспетчера заходить на второй круг. Она была дана за 50 секунд до посадки и сопровождалась требованием энергично выполнить правый разворот с набором высоты.

Далее свою лепту в развитие катастрофы наверняка внесли конструктивные недостатки оборудования А-320. Его авиагоризонт (прибор, показывающий положение самолета относительно горизонтальной оси) устроен так, что показания нередко воспринимаются летчиками "с точностью до наоборот". В тот злополучный раз имел место правый крен, который экипаж воспринял как левый.

Препятствие слева

— А ЧТО было с "Эрбас" в Иркутске?

— Во-первых, он садился на мокрую полосу. Во-вторых, вокруг полосы настроили частных гаражей. И в-третьих, из-за отказа техники один двигатель тормозил (реверсировать), второй же, наоборот, тянул самолет вперед на мощном взлетном режиме.

Вообще, "Эрбас", особенно первые модификации, строились на очень уж коммерческой основе. Конструкторы сделали все, чтобы максимально удешевить машину, а даром это никогда не проходит. Например, соединения некоторых силовых элементов было выполнено не из металла, как делают во всем мире, а из композитных материалов. Поэтому через месяц после террористической атаки 11 сентября 2001 г. Разбился А-310, вылетевший из Нью-Йорка.

— Когда в ночь на 2 июля 2002 г. Ту-154 "Башкирских авиалиний" столкнулся над Боденским озером с грузовым "Боингом-757", российская сторона вполне обоснованно обвиняли швейцарскую компанию "Скай-гайд". В то же время некоторые СМИ на Западе утверждали, что причина в слабом знании башкирским экипажем английского языка …

— Насчет языка — полная чушь. Все переговоры с диспетчером шли на вполне приличном английском. Причина была в другом. В ту ночь в кабине российского самолета были два пилота и инструктор. Вроде три головы лучше, чем две, но …

Диспетчер Нильсен, тот самый, которого позже убил В. Калоев, проинформировал экипаж российского самолета об опасном сближении. К сожалению, он неверно указал направление опасности. Нильсен сказал, что препятствие находится от них справа под углом 40 градусов. Грузовой "Боинг" действительно приближался под таким углом, только слева. Именно на этом, судя по расшифровке речевого самописца, настаивал прав пилот Ту-154, но инструктор с ним не согласился.

— Какая организация в России отвечает за безопасность пассажиров?

— Авиационной безопасностью теоретически занимается то, что осталось от союзного Министерства гражданской авиации — Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ). Сейчас это одна из служб Министерства транспорта, которой руководит уже третий по счету человек без летного образования. Это плохо, потому что многие авиационные чиновники федерального и регионального уровня, лично не проходили летную службу, не слишком компетентны в вопросах безопасности. К тому же я не могу вспомнить ни одного случая привлечения к ответственности любого из этих должностных лиц после очередной катастрофы. Под суд у нас всегда идут только летчики … Если выживут.

Источник: "Аргументы и факты"

Back To Top