Источник: Hi-Tech Security Solutions
За последние несколько лет использования технологии распознавания номерных знаков резко расширился. Несмотря на это, для некоторых эта технология остается труднодоступной, а многие представители безопасности настроены скептически, поскольку в ряде случаев были получены неудовлетворительные результаты и система показала слабую эффективность.
Технология
Автоматическое распознавание номерного знака (ANPR) — это буквально способность автоматически выделять символы номерного знака автомобиля из изображения и затем что-то делать с ними. По существу оно состоит из "механизма захвата кадра", который обладает способностью фиксировать изображение, поиска местоположения номера на изображении и последующего выделения символов с помощью средств оптического распознавания символов (OCR), переводят пиксели в читаются цифры.
В число некоторых ошибок, с которыми борется новая технология ANPR, входят размывание границ символов номерного знака в результате плохой фокусировки или движения автомобиля, остроугольные изображения вследствие плохого угла зрения камеры и низкой контрастности. Номера могут выйти размытыми из-за яркого света автомобильных фар или отражений солнечного света и, кроме того, на четкость изображения могут повлиять многие другие факторы.
Приложения
Хотя данная технология предоставляется рядом компаний, выбор приложения часто неочевиден, и чтобы сделать его, нужно ответить на вопрос: что мы будем делать с номером, когда прочитаем его?
Основными областями применения являются:
Сдерживание краж автомобилей
Цель сдерживания краж автомобилей заключается в том, чтобы ограничить возможность выезда из охраняемой зоны автомобилей под управлением посторонних людей. Осведомленность о том, что автомобиль въехал, очевидно, не ограничивает его выезд, поскольку при обычных условиях это логично. Поэтому-то и важно связать водителя автомобиля с автомобилем. Этого можно добиться с помощью распознавания лица водителя, однако такие системы нередко дают плохие результаты, часто по вине самих водителей, как при въезде, так и при выезде, и такой неудачный опыт ограничивает применение данного метода. Другие способы установления связи с биометрическим показателям, такие, как снятие отпечатков пальцев, требуют активного участия и сотрудничества со стороны водителя. Когда автовладельцы на законных основаниях позволяют другим водителям пользоваться своим автомобилем, все значительно усложняется, поскольку при этом должны быть зарегистрированы и отпечатки пальцев других водителей.
На практике проблему можно решить, выпуская водителей по жетонах. Хотя для этого тоже необходимо участие водителя, оно достаточно необременительно: жетон, в качестве которого можно использовать билет или карточку уплаты за стоянку, сохраняется водителем и остается у него, когда он покидает автомобиль. Жетон связывается с автомобилем и служит затем пропуском для выезда из охраняемой зоны. Поскольку в большинстве случаев этот жетон передается другому водителю с собственного согласия хозяина автомобиля, использование автомобиля другим водителем можно считать законным. При утере или краже талона владелец может поднять тревогу.
Регистрация лиц водителей обычно используется для разрешения ситуаций, когда не удается автоматическая проверка или жетона, или номерного знака, причем последнее обычно происходит из-за неправильного размещения и освещения, потери номера или неразборчивой надписи на нем.
Контроль доступа к автомобилю
Хотя это и предыдущее приложение в чем-то пересекаются, здесь система работает иначе. Предотвращение кражи автомобиля может быть одним из требований и к этой системе, но контроль доступа подразумевает ограничение доступа к предварительно разрешенным автомобилям. Для этого система должна обладать списком людей, которым разрешен доступ.
В жилых зонах система могла бы включать и борьбу с кражами. Связывание водителя с автомобилем более проблематично, поскольку многие водители часто связаны с единственным автомобилем. Поэтому с номерным знаком необходимо связать несколько жетонов или лиц.
Система доступа могла бы регистрировать право пользования автомобилем с конкретным номерным знаком, а данные о водителе регистрировать только в качестве меры пресечения. При выезде биометрические данные водителя (лицо, отпечатки пальцев) или жетоны можно было бы использовать для связи любого из водителей, имеющих разрешение на автомобиль, с этим автомобилем, и в этом случае, в отличие от сдерживания краж автомобилей, не нужно никакой связи между въездом и выездом. Запись цвета автомобиля полезна для быстрой проверки на предмет использования фальшивых номерных знаков.
Управление транспортным потоком
В этом случае больше всего могут пригодиться сведения о местонахождении автомобиля. Следовательно, если бы система проявляла конкретный автомобиль, полиция могла бы быстрее находить украденные автомобили. Автоматическое распознавание знаков можно было бы использовать параллельно с системами определения скорости, чтобы без участия человека в анализе изображения автоматически выписывать квитанции с уведомлением о необходимости выплатить штраф за нарушение правил уличного движения. Подобным образом, измеряя среднюю скорость автомобилей, проезжающих через два пункта, удаленных друг от друга на многие километры, можно было бы выявлять тех водителей, которые действительно превышают скорость, но замедляют движение, приближаясь к пунктам контроля скорости.
Анализ системы
Все вышесказанное, по сути, имело целью объяснить, что использование ANPR в значительной степени диктуется решаемой задачей. Именно в этой области компания Protoclea предоставляет значительные преимущества. Разработав целую гамму продуктов ANPR, Protoclea обладает также необходимыми навыками в проектировании или конфигурировании решений, которые строго соответствуют требованиям конкретной задачи.
Практические вопросы
Рекомендуется проверить некоторые основные технические характеристики, которые необходимо учесть при оценке продукта ANPR:
Камеры
Хотя в этих приложениях часто можно использовать обычные камеры видеонаблюдения, они обычно страдают низким разрешением. Кроме того, они требуют хорошего освещения, плохо работают ночью при свете фар, обладают достаточно низкой выдержкой затвора и, следовательно, могут использоваться только в случае неподвижных автомобилей.
Камеры ANPR обычно обеспечивают высокое разрешение и дополнительное освещение (чтобы снизить влияние яркого света фар и возможность ослепления водителей). Это освещение должно быть достаточным для отражения от номерного знака. Кроме того, они обладают затворами с очень высокими скоростями действия (десятитысячные или стотысячные доли секунды) для фиксации на высоких скоростях, и в некоторых системах лампа подсветки работает в импульсном режиме, чтобы продлить срок службы и сократить потребление энергии.
Параметры ANPR
В системе распознавания номерных знаков ключевой характеристикой оптического распознавания символов является минимальное количество точек, необходимое для идентификации символа. Решающее значение имеют также величина острого угла, под которым все еще можно прочитать номер, и требования некоторых систем к формату номеров (например, они должны соответствовать требованиям определенной страны) для повышения надежности.
Необходимо, чтобы система могла распознать и игнорировать картинки на номерных знаках и была в состоянии считывать разнообразные символы (многообразие дает наилучшие результаты, и особенно полезно в подвижных приложениях). Если нельзя обеспечить другие пусковые устройства, необходим автоматический запуск получения изображения.
Гибкие графический интерфейс и элементы управления системой
Многие приложения различаются по способу использования установленных номеров. ANPR может попросту выгружать эти номера и изображения в базу данных для обработки внешними программами. В других вариантах они могут быть объединены с такими приложениями, как управление безопасностью и контроль доступа. Виды приложений в значительной степени различаются, поэтому система, которую поставщик предоставляет вместе с программной поддержкой, может существенно помочь настроить приложение под конкретную задачу.