В банках, работающих с физическими лицами, требования к охранным сигнализациям заведомо более серьезные, чем в большинстве организаций. Это не только повышенный уровень защищенности, но и существенные качественные отличия — не только в архитектуре, но и в эксплуатационных процедурах. Как современная отрасль технической безопасности удовлетворяет потребности таких требовательных пользователей?
В мире банковского дела всегда существует риск силового вторжения, которое может привести к огромным потерям активов и даже гибели сотрудников. Мало кто удивляется, что финансовые учреждения уделяют столько внимания системам безопасности, и так экономные в выборе поставщиков. Так, давайте рассмотрим вопрос выбора дилера в первую очередь.
Банки, несомненно, должны работать с теми поставщиками, чья честность даже не может быть предметом рассмотрения. Но только этого недостаточно. Банки должны обращаться к тем организациям, которые могут предложить экспертный уровень компетентности. Важная часть этого багажа — знание устройства и технологий производства охранных продуктов. При выборе системы необходимо убедиться, что на рынке доступны инсталляторы, явно специализирующихся на выбранном вами решении.
Разбираться в продуктах — тоже мало. Поставщики должны полностью понимать специфику охранных систем в банковском деле. В идеале им желательно иметь подтвержденный опыт работы на этом вертикальном рынке. Охранная компания должна быть ориентирована на совместную, партнерскую работу с банком, чтобы совместно нивелировать старые угрозы и разработать контрмеры против новых рисков.
Будет честным сказать, что подходящих охранных компаний — раз, два и обчелся. Но у крупных производителей есть собственные подразделения по внедрению. И они, чаще всего, достаточно компетентные и опытные. Они умеют полностью раскрывать потенциал оборудования и ПО.
С какими сложностями может столкнуться интегратор, занимающийся подбором спецификации и установкой охранной сигнализации для банка? С одной стороны, как и любое другое решение, система для банка должна проверять состояние дверей и окон, а также обеспечивать детектирования движения в некоторых важных помещениях. С другой более специфические требования. Это, например, введение временных задержек при доступе в критически важные зоны. Система должна обеспечивать максимально раннее оповещение, если есть подозрение попытки проникновения через стену. Должна быть функция регистрации действий по силовому демонтажу банкомата.
Для этого обычно используются реагируют на вибрацию сейсмические датчики. Последние поколения таких приборов и чувствительные, и весьма надежны. Каждый сейсмический датчик способен обезопасить до 80 квадратных метров стены. Это весьма экономичный и эффективный способ защиты.
Есть и другие особенности. В традиционных офисных сигнализациях обычно есть одна клавиатура или аналогичное устройство, что позволяет включать и выключать режим охраны. В банках ставить систему на охрану можно с одной клавиатуры, но снятие с охраны производится последовательно для различных помещений. Могут быть различные логические схемы снятия помещений с охраны. У них часто задействована переменная времени: тогда логика варьируется, если система снимается с охраны в нерабочее время, в выходные или праздниках.
Традиционные охранные панели обладают очень скромными возможностями по отображению информации в один момент времени. Быстрая бегущая строка — не выход. Скорее, пользователям из этого вертикального рынка требуется более сложный продукт, позволяющий одновременно обрабатывать несколько событий, и использует для этого понятный и интуитивный интерфейс.
Злоумышленники (например, при вооруженном налете) могут проникнуть в банк под видом простых клиентов, и система должна обладать возможностями для противодействия такому нападению. Обычно для этого ставят ручные охранные извещатели ("тревожные кнопки"). Подать сигнал тревоги с их помощью можно рукой или ногой. Такие извещатели передают на пульт мониторинга тревожный сигнал независимо от того, поставлена ли система на охрану.
Часто применяются беспроводные ручные и автоматические охранные извещатели. Их можно легко перемещать, и это важно, потому что современные банки часто реорганизуют свое внутреннее пространство. Но хотя
беспроводные продукты обеспечивают большую гибкость, традиционные проводные решения априори более надежны.
Хотя банки требуют от своих охранных систем максимальной производительности, она не должна оплачиваться ценой большого количества ложных срабатываний. Ложные тревоги не только отвлекают от работы и обходятся недешево — от них вы можете не обратить внимания на данный враждебно проникновения.
Ранее подавляющее большинство ложных срабатываний было связано с уборщиками, работающих в помещениях после окончания рабочего дня. Вот одно из общепринятых решений проблемы: установленные в помещениях пассивные инфракрасные извещатели не генерируют "полного" тревожного сигнала, который передается на пульт охраны. Информация о срабатывании сохраняется локально. Статус пассивных инфракрасных датчиков отображается на установленном при входе в банк светофоре. Если менеджер, придя на работу, видит желтый или красный свет, ему следует вызвать дополнительную поддержку перед тем, кто войти охраняемую зону.
Другой способ борьбы с ложными срабатываниями — использование фильтрующего центра, который обслуживается банком самостоятельно. У сотрудников центра есть по 90 секунд на оценку и отмены каждого тревожного сигнала. Если же интервал истек, то оповещения охранной системы транслируется в полицию.
Вообще, эти и другие применяемые в банках методы снижения доли ложных тревог оказались очень эффективными. Сейчас с тех тревожных сообщений, которые доходят до полиции, ошибочными оказываются менее 1%.
Хотя выбор охранной системы для банка абсолютно точно не определяется ее ценой, финансовые учреждения, как и другие компании, всегда рады сократить расходы. Стремление к уменьшению операционных расходов подогревает интерес к многофункциональных продуктов. Почему бы не позволить охранной системе автоматически выключать свет и снижать уровень отопления при постановке на охрану? Технически это просто. Банк может сократить свои счета за электроэнергию и отопление, и заодно оптимизировать налоги, зависящие от экологических критериев. Высокотехнологичные охранные системы, таким образом, предлагают функционал для интеграции с системами управления инженерными сетями здания.
Банки, как никакие другие организации, ориентированные на максимальное обеспечение своей безопасности. В Европе поставщики профессиональных охранных продуктов построили тесные отношения с ними, чтобы глубоко понимать их требования и максимально полно отвечать. И эти поставщики могут предложить банкам эффективные, доступные, надежные решения, которые будут оставаться актуальными и эффективными в течение многих лет.