Все мы имеем дело с многоликим рынком в основном за пределами нашей страны. Кто его формирует и из каких побуждений — далеко не всегда удается понять. Рынок технических средств безопасности — не исключение. На нем действуют те же законы и процветают те же методы продаж, в том числе и не самые добросовестные. Поэтому в наши дни особую ценность приобретают источники проверенной информации. В Московском физико-техническом институте на базовой кафедре "Системы безопасности" сформировался круг специалистов, которые лучше, чем кто-либо в России, могут разобраться в технической стороне дела и развеять маркетинговые мифы вокруг систем и средств обеспечения безопасности. Этот круг экспертов относительно узкий и редко выходит к массовому читателю со своими соображениями и выводами. Книга Геннадия Шанаева и Андрея Леуса "Системы защиты периметра" — отличная попытка вырваться за пределы академического тяжести. Новинка, выпущенная издательством Security Focus, адресована "обычным" людям: проектировщикам, инсталляторам, студентам и … заказчикам систем.
Security News: МФТИ известен как центр фундаментальной науки и передовых разработок, эдакий русский аналог Массачусетского Технологического. Почему такая прозаическая вещь, как секьюрити, заинтересовала настолько "высокий" вуз?
А.Леус: Вместо "секьюрити" мы предпочитаем использовать термин "системы безопасности". В этой сфере в настоящее время реализованы достижения таких наук, как электроника, радиотехника, оптика, механика, математика, кибернетика. Именно эти науки в нашем вузе представлены в лучшем виде.
Г.Шанаев: Тематика, связанная с безопасностью, становится все более актуальной. А сами системы — все сложнее. К примеру, в системах охраны периметра применяются извещатели, работающие на 22-х различных физических принципах. Разобраться во всем этом многообразии сможет только человек, имеющий фундаментальные знания в соответствующих областях физики, механики и т.п.
SN: Немного странно: мы привыкли думать, что Физтех — заведение категории hi end. Но безопасности сегодня нужны не столько крутые теоретики, сколько "рабочие муравьи". Диплом МФТИ — пожалуй, слишком круто для подавляющего большинства отраслевых компаний. А сколько вообще выпускников прошло по кафедре систем безопасности?
А.Л.: Пока немного — за всю истории 8 магистров и 15 бакалавров. Бакалавры эти основном учатся в магистратуре и пока еще к области не добрались. У нас нет цели наладить массовый выпуск специалистов по безопасности. Каждый из наших выпускников уникальный и "заточен" под проектирование и разработку реально интересных решений, которые, несомненно, востребованы в отрасли.
SN: Получается, что у вас здесь скорее "фабрика звезд" …
А.Л.: Совершенно верно. Нашим выпускникам нет смысла выполнять рутинную работу, их деятельность предполагает высокие затраты интеллекта и реализацию полученных знаний.
Геннадий Федорович Шана (Нар. 1956) — кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник кафедры "Системы безопасности" факультета радиотехники и кибернетики МФТИ. Имеет богатый опыт исследовательской и преподавательской деятельности. Автор шестидесяти научных работ, 12 из которых — по тематике обеспечения безопасности объектов. В отрасль безопасности пришел из военной авиации (полковник запаса). В настоящее время читает студентам Московского физико-технического института курсы лекций по дисциплинам "Системы защиты периметра" и "Системы охранной сигнализации объекта". |
Андрей Владимирович Леус (Нар. 1986) — заместитель заведующего кафедрой "Системы безопасности" факультета радиотехники и кибернетики МФТИ. Ведет учебные, семинарски |
SN: Как вы отбираете себе студентов? Сами приходят или приходится заниматься вербовкой?
А.Л.: В конце второго курса происходит распределение по базовым кафедрам, и каждая кафедра проводит презентацию. У нас обычно желающих много: на факультете радиотехники и кибернетики в потоке 120 человек, а мы отбираем всего шестерых. В этом году претендентов было 18.
Г.Ш.: С этого года мы решили отслеживать студентов с момента их зачисления в Физтех, в частности, представители кафедры присутствовали на процедуре зачисления. Некоторые студенты уже в момент поступления заявили, что хотят заниматься системами физической защиты.
А.Л.: Заметьте, совсем не системами информационной безопасности, которые сейчас считаются "модными"! Именно системами физической защиты, поскольку настоящему физику это намного интереснее, чем защита цифровых данных.
Генеральный партнер издания
Партнеры издания книги:
|
SN: Какое место в общем наборе кафедральных дисциплин занимают системы защиты периметра? Существует какая-то внутренняя специализация? И среди выпускников специалисты конкретно по СЗП?
Г.Ш.: Наши дисциплины касаются всей системы физической защиты и ее составных частей. Система физической защиты объекта состоит из трех основных частей: организационные мероприятия, личный состав и комплекс средств физической защиты. В этом комплексе система физической защиты периметра выделяется в основном по функционалу: она состоит из инженерной части и системы охранной сигнализации. Все это вместе и составляет систему защиты периметра. С другими дисциплинами курс СЗП соотносится на паритетных началах. У нас также читаются системы контроля и управления доступом, системы охранного телевидения, системы передачи информации по оптоволокну и многое другое. Единственное, чем СЗП заметно отличается — это почти полное отсутствие специальной литературы.
SN: Ваша книга — сборник материалов учебного курса или нечто большее?
Г.Ш.: В настоящее время книга охватывает более широкий круг вопросов, чем читается курс. В частности, за время подготовки нашей книги к печати появились новые средства обнаружения, которые еще не успели войти в курс лекций. Последняя глава книги посвящена теме, отраженной в другом учебном курсе — проектирование СФЗ. Кстати, о специалистах по нашим дипломом: вот детище выпускника МФТИ Андрея Леуса — принципиально новый подход к оценке эффективности систем физической защиты.
SN: Последняя редактура сделала книгу … хм, немного тоньше. С чем это связано?
А.Л.: Наш научный редактор — кстати, не только теоретик, но и опытный практик — поставил под вопрос уровень детализации материала. То есть, например, насколько детально нужно описывать технические устройства. Сначала мы хотели набить книгу под завязку всем, что нам известно на данный момент.
SN: То есть пришлось пожертвовать энциклопедичностью во имя облегчения восприятия … А была критика другого рода, пожестче?
Г.Ш.: Практически все наши рецензенты оказались к нам лояльны, поскольку еще на стадии замысла мы успели обсудить будущую книгу с рядом известных и уважаемых в отрасли специалистов. Единственное, о чем приходилось поспорить — как уже говорилось, детализация. Шесть раз переделывали, чтобы уйти от формата справочника по ССП. В результате объем сократился примерно в 2,5-3 раза.
SN: А вам не жалко контента? Может быть, стоит подумать об издании энциклопедии по техсредст
в защиты периметра? Например, в мультимедийном формате на CD?
Г.Ш.: Если есть такая возможность, мы с удовольствием ее реализуем. Материала у нас предостаточно.
SN: Вы говорите: система защиты периметра получила самостоятельность в рамках комплекса СФО. Чем вызван такой пересмотр?
Г.Ш.: Собственно говоря, никакого решения по этому поводу не принималось. Все получилось естественным путем, исходя из функционала системы. Условия работы устройств, входящих в систему защиты периметра, существенно отличаются от условий работы устройств защиты, находящихся внутри периметра объекта. Это касается также элементов СКУД и устройств видеонаблюдения, расположенных на периметре. В то же время на этом оборудовании лежит задача раннего выявления и нейтрализации нарушителя на подступах к объекту — одна из наиболее сложных задач, решаемых системами безопасности. Именно это сочетание сложности и важности потребовало выделить периметр в отдельную систему.
SN: Отдельное — то есть изолированную?
Г.Ш.: Нет, конечно. СЗП может функционировать только во взаимодействии со всем комплексом СФЗ. Но уровень требований к элементов, образующих СЗП, выше. Возьмем ту же охранную сигнализацию — та ее часть, которая работает на периметре, должна быть намного сильнее защищена от помех, атмосферных условий и попыток вмешательства. Это касается, например, и физических барьеров, и элементов телевизионной системы — все оборудование, размещенное на периметре, образует ССП. Впервые такой взгляд на систему был предложен Игорем Васильевичем Ивановым в его знаменитой книге "Охрана периметров — 2", вышла в свет в 2000 году.
SN: Изменяет такая "системная перестановка" что-нибудь на практике? Отображается, например, в процессах проектирования, монтажа, эксплуатации?
Г.Ш.: Мы не посягаем на нормы проектирования. Однако на логику и смысл проектирования, пожалуй, такой подход повлиял.
А.Л.: Прежде всего это касается ситуационных задач, которые решает ССП. Модель нарушителя становится другим, что сказывается на наборе компонентов системы и на их свойствах. Это отражается на общих технических условиях, на которые завязан выбор оборудования. В результате периметровой системы существенно отличаются от схожих по структуре и набора компонентов систем защиты объектов. Само собой, и в ходе эксплуатации такой системы набор задач и требований также будет совсем другим.
SN: Если СЗП проектируются в другой инженерной логике, приводит ли это к жесткого разделения специализаций проектировщиков?
А.Л.: Пока такого разделения не произошло, но со временем, возможно, мы с этим еще столкнемся.
SN: Вопрос о методике оценки эффективности СФЗ, которой посвящена последняя глава книги: существует рыночный продукт, построенный на ее принципах?
А.Л.: Методика уже применяется в ведомственной практике — при этом она находится в стадии совершенствования и доработки. Подробности мы пока объявить не можем, но у этого проекта уже есть рекомендация стать резидентом Сколково.
SN: Есть ли перспективы выхода методики на открытый рынок — чтобы ее смог приобрести профессиональный клиент, не связан с госструктурами и силовыми ведомствами?
А.Л.: Такого рода вопросы пока еще не обсуждались. Тем не менее, есть определенные перспективы ряда документов на базе нашей методики. Однако, чтобы воплотиться в ГОСТ, методика должна быть доведена до совершенства. Мы над этим работаем.
SN: Какую практическую ценность может представлять собой информация о перспективной методике? Вот если бы существовал такой сервис — обратились в организацию и получили заключение по конкретному объекту …
А.Л.: Мы уже сегодня готовы к сотрудничеству: на нашей кафедре можно заказать проект или программный продукт с опцией обучения работе с ним.
SN: А как насчет услуг аудита? Или, скажем, специальной службы надзора за уровнем безопасности объектов?
А.Л.: Действительно, по содержанию это именно аудит с выраженной технической составляющей: правильно выбрано оборудование, правильно ли расположен, правильно используется, решает свои задачи система, или она не более эффективна, чем сторож с колотушкой.
SN: Насколько реально успеть за ходом прогресса в области СЗП? Книга формирует впечатление, что в эту область хлынули разного рода наукоемкие технологии.
Г.Ш.: Технический прогресс здесь не всегда является непосредственным инициатором изменений. Воо