Сюрприз для Аль-Каиды. eЗащитит или мир от терроризма советская технология 60-х?

Сюрприз для Аль-Каиды. eЗащитит или мир от терроризма советская технология 60-х?

e "Если враг прикрывает правую щеку, ударьте его по левой". Этими словами начинается главный программный текст последнего номера журнала "Inspire" ("Вдохновение") — призывает к джихаду англоязычного издания, которое свободно распространяется в Интернете в формате PDF. Если верить выходным данным, журнал выпускается "Аль-Каидой Аравийского полуострова" в Йемене — а именно, их PR-подразделением "Аль-Малахий".

Этот профессионально сделанный медийный продукт является постмодернистским по духу. Ваххабитские лозунги в оформленном по-западному глянцевом журнале сначала вызывают легкую улыбку, но, вчитавшись, понимаешь, что все серьезно. Если даже этот журнал — провокация спецслужб или чисто художественный проект, выглядит он убедительно (по крайней мере, для человека с достаточно по-верхностных знаниями об исламе). Наши действия — оборонительная партизанская война-американцы десятки лет убивают наших некомбатантов, так значит и мы будем убивать их граждан. Даже тех, кто не носит оружие — око за око, зуб за зуб. На войне как на войне. Согласитесь, такая риторика подкупает. И есть в ней что-то справедливое.

Один мой приятель, специалист по "черным" PR-акциях, абсолютно уверен, что журнал Inspire — "спецуха" одного из вашингтонских ведомств, направленная на выбивание финансирования в Конгресс. Впрочем, по его мнению, вся "Аль-Каида" — полувиртуальное спецпроект ЦРУ, а история о "вышел из-под контроля Франкенштейна, созданном против СССР" — лишь ловкое прикрытие. Примерно такая же точка зрения была озвучена Майклом Муром в фильме "911 по Фаренгейту". Впрочем, как говорится, если у вас паранойя — это еще не значит, что за вами никто не следит. Кому как не профессионалам отрасли это знать.

Кровь, которая должна пролиться в "Операции" Кровопотеря ", пока остается виртуальной. Но шелест миллионов купюр слышен отчетливо. Со страниц Inspire" Аль-Каида "прямо обещает наполнить сферу транспортной безопасности миллиардов долларов и сотнями тысяч человекочасов работы. Так, чтобы эта отрасль легла непосильным бременем на государственные бюджеты. Другая цель — помешать глобализации, нарушив транспортную связность. Но доказали ли террористы серьезность своих намерений делом? Вот какую картину дают нам новостные ленты мировых информагентств.

Операция "Геморрой"

Запах дыма в кабине все усиливается, и у экипажа уже не остается сомнений в том, что на борту пожар. Капитан Дуг Лампи и второй пилот Мэтью Белл на 23-ей минуте полета принимают решение вернуться в Дубай для аварийной посадки. Они получают от диспетчера указание садиться на полосе 12L. Дым в кабине мешает видеть и дышать. Самолет проходит выше глиссады, затем начинает выполнять крутой разворот для второго захода, теряет высоту и исчезает с радаров. 3 сентября 2010 грузовой "Боинг" 747-400F, принадлежащий крупнейшей транспортной компании UPS и выполнял рейс номер 6 в аэропорт Кельн-Бонн, терпит крушение в окрестностях Дубая. Оба пилота погибают. Это была первая авиакатастрофа за всю историю компании.

Расследование не выявило никаких признаков теракта. По предварительной версии, загорелись перевозятся самолетом литиевые батареи. Газовая смесь "Халон 1301", которая использовалась в установленной на "Боинга" системе пожаротушения, оказалась неэффективной — при высокой температуре литий может гореть даже в углекислом газе. Федеральное управление гражданской авиации сделало выводы и дополнило инструкции для летного и технического составов.

Но прошло чуть меньше двух месяцев, и мировая отрасль авиационной безопасности получила звонкую пощечину. Благодаря агентурным данным, попавших в ЦРУ и МИ-6 от разведки Саудовской Аравии (или, возможно, в результате преднамеренного "слива" информации террористами), в аэропорту Ист-Мидландс и, опять же, в Дубае на бортах двух самолетов были найдены взрывчатые устройства. Найдено, надо отметить, с большим трудом. Рейсы UPS 232 после посадки в аэропорту Ист-Мидландс в Лейстершире был тщательно, но безрезультатно проверенный служебными собаками и оборудованием, детектирующим взрывчатые вещества. Затем американские власти сообщили британским спецслужбам конкретный номер посылки. Она была изъята и просканировать отдельно — в ней оказался ничем не примечательный на первый взгляд лазерный принтер. Никакое Досмотровое оборудование не выявило в нем ничего подозрительного даже после повторной проверки. Тем не менее, в принтере было взрывное устройство, которое удалось обнаружить после тщательной разборки только потому, что у спецслужб была заслуживает полного доверия агентурная информация.

Примерно такая же история произошла в аэропорту Дубая. Вторая бомба была отправлена через службу FedEx. И тоже взрывное устройство было помещено в лазерный принтер. Каждая из посылок успел совершить несколько перелетов — и на пассажирских, и на грузовых рейсах. Бомбы успешно преодолели все ступени осмотра в офисах компаний и в аэропортах. Снаряд пробил броню. Об этом локальном поражении можно было бы забыть (впрочем, бомбы не взорвались-они, по мнению представителей спецслужб, должны были взорваться потом, в воздухе над США), если бы в середине ноября 2010 года на файлообменниках не появился третий — "специальный" — выпуск журнала Inspire. Номер называется "$ 4200" — всего лишь во столько, от начала и до конца, обошлась террористам акция с посылкой бомб на грузовых самолетах.

"Аль-Каида" объявила катастрофу грузового "Боинга" 747-400F в Дубае террористическим актом и взяла на себя ответственность за него. Согласно журналу, это была пробная, экспериментальная акция, — по воле Аллаха — закончилась "блестящим успехом". На отдельной странице издания сверстан печать с надписью "9/3/2010. День, когда в лесу упало дерево, но никто этого не услышал". Террористы (или мнимые террористы) издевательски обращаются со страниц журнала к правительству США: "Расскажите, как был уничтожен самолет UPS в Дубае 3 сентября. Ли это взрывное или зажигательное устройство?" Как сказано в программной статье, акция в Дубае и посылки бомб через UPS и FedEx ознаменовали приведения в действие новой доктрины борьбы.

"Прикрытая правая щека" — это пассажирский авиатранспорт, а "неприкрытая левая" — это грузовые авиационные перевозки. Если не получается убить врага несколькими мощными ударами, нужно нанести ему тысячу мелких порезов, и он умрет от потери крови. Новая мишень — грузовые самолеты. Новая цель — не человеческие жизни, а максимальный экономический ущерб. Удар по мировой логистической системе и, следовательно, по глобализации — то есть гегемонии США. Кроме того, неверным придется потратить миллиарды долларов на разработку и внедрение нового охранного оборудования. "Hemorrhage", название новой парадигмы, переводится с английского как "кровопотеря". Но это слово созвучно другого медицинского термина — "геморрой". Он очень точно отражает содержание операции — сделать так, чтобы американский враг снова перестал чувствовать себя в безопасности и обзавелся мучительной головной болью.

Уязвимое место

Взрывчатка находилась в картриджах лазерных принтеров. Но как террористам удалось обмануть собак и Досмотровое оборудование, улавливать отдельные молекулы ("следы") взрывчатки? Грубо говоря, "в лоб". "Тщательная упаковка и запайки взрывчатого вещества не позволяет собакам или" нюхать "оборудованию ее обнаружить. После герметизации мы тщательно вымыли картридж несколькими органическими растворителями, полностью удалив все возможные следы взрывчатки". Пентрит хорошо растворяется в ацетоне. К тому же, он сам по себе имеет крайне низкую летучесть.

Адская машина встроенная в лазерный принтер. И встроенная так, что даже внимательно охранник не увидит на экране рентген-сканера ничего подозрительного
eАдская машина встроенная в лазерный принтер. И встроенная так, что даже внимательно охранник не увидит екранерентген-сканера ничего подозрительного

А что же по поводу рентген-телевизионного оборудования? "Первые сканеры-рентгены отражали двухцветное изображение-потом оно стало трех-и шестицветной. Металлы могут показываться тремя цветами, органические вещества — двумя, другие неорганические вещества — еще одним цветом. Цвет определяется атомными номерами элементов, из которых состоит вещество. Во взрывном устройстве мы использовали органические вещества, неорганические вещества и металлы. Тонер лазерного принтера состоит преимущественно из углерода. На рентгеновских сканерах пентрит (ТЭН) отображается как углерод-собственно, мы высыпали из картриджа тонер и заменили его на 340 граммов пентрита. Затем мы вставили взрыватель. Детонатор настолько мал, чтобы его можно никак обнаружить. Заполнили его четырьмя граммами азида свинца. Подключение электрических контактов картриджа сделано неявно, его невозможно заметить при осмотре. Когда картридж вставлен в принтер, металлическая пластина на нем касается контактов инициации цепи. Если при ручном осмотре картридж будет вытащен из принтера, то у сотрудника службы авиационной безопасности тоже не возникнет никаких подозрений. Ведь никакие провода с картриджа не торчат. Даже тщательный ручной досмотр принтера позволил бы выявить взрывчатку, если бы неверным не был известен номер посылки ".

"В качестве инициации цепи детонатора мы использовали сотовый телефон Nokia. Вытащили из телефона печатную плату и закрепили ее около печатной платы принтера так, чтобы на рентгеновском сканере она выглядела как часть электроники печатающего устройства. Если даже вы откроете крышку принтера при осмотре, вы не поймете , что там закреплена деталь сотового телефона. Тем более на рентгене — провода инициации цепи "растворяются" в проводах принтера. Когда картридж вынут, цепь разобщена. Когда он вставляется обратно, цепь замыкается. Но крышка принтера не может быть закрыто, если картридж обнаженным. Поэтому мы могли быть уверены, что даже если картридж будет извлечен при ручном осмотре, сотрудник службы безопасности вернет его на место ".

Разумеется, теперь уже довольно проблематично будет отправить авиапочтой лазерный принтер. Если верить журналу, представители британских властей заявили, что картридж от принтера весом более 500 грамм нельзя будет отправить самолетом. "Какой гений выразил это? Вы действительно думаете, что нам ничего отправить вам, кроме принтеров?" — Пишет в журнале Икрима аль-Мухаджир с "саперного департамента" "Аль-Каиды".

Возможные ответные ходы

Что может противопоставить террористам сегодняшняя охранная отрасль? До выхода "спецвыпуска" Inspire основными трендами в авиационной безопасности были раздевающие (full-body) сканеры и терагерцового детекторы.

Раздевающие сканеры по своему принципиальному устройству бывают двух типов. Первая технология — это использование миллиметровых электромагнитных волн (а именно, в диапазоне порядка 30-90 ГГц) для создания трехмерного изображения тела под одеждой. Аналогичный принцип используется в активной радиолокации. Складки на одежде могут существенно усложнить распознавания скрытых под ней предметов, но в целом технология достаточно эффективна. До ее внедрения не составляло большого труда пронести на борт самолета керамический или пластиковый нож, вполне пригоден для боевого применения и не уступает по физическим и эксплуатационным характеристикам стальном лезвию. Как минимум, один такой случай доподлинно известен автору статьи. Кстати, в московском аэропорту Домодедово установлены именно микроволновые раздевающие сканеры.

Раздевающий сканер в прямом смысле разоблачает вас. Но из соображений приличия зона половых органов обычно размывается. Маленький
eРаздевающий сканер в прямом смысле разоблачает вас. Но из соображений приличия зона половых органов обычно размывается. Маленький "Браунинг" в трусах стал темным пятном

Конкурирующей технологией является раздевающие сканеры на рассеянных рентгеновских лучах. Эти устройства обычно создают два двухмерных снимка человека, спереди и сзади. Тем не менее, изображения рентгеновских раздевающих сканеров обычно более высокого качества. В отличие от микроволн, рентгеновское излучение теоретически вредно для человека-хотя в сканерах используются излучатели крайне малой мощности, и даже если человек будет проходить через них каждый день, вряд ли они окажут заметное влияние на его здоровье.

Раздевающие сканеры обоих типов активно внедряются по всему миру. На сегодняшний день это один из самых эффективных средств обеспечения авиационной безопасности, внедренных массово. США планируют установить 1000 раздевающих сканеров в аэропортах до конца 2011 года.

Как бы там ни было, правозащитные организации уже успели поднять много шума по поводу недопустимости вторжения в частную жизнь. По мнению поборников гражданских свобод, возможно раскрытие транссексуальности или наличия протеза вместо конечности нарушает фундаментальные права человека. Более предметным аргументом против раздевающих сканеров есть опасность утечки базы снимков в Интернет и размещение их на порносайтах. Один "тревожный звонок" уже был — сотрудников нигерийского аэропорта Лагос застукали за "использованием снимков в качестве порно". Впрочем, программное обеспечение большинства раздевающих сканеров "размывает" лица и половые органы. Как бы там ни было, раздевающие сканеры плохо подходят для противостояния новой доктрине "Аль-Каиды".

Терагерцового детекторы — второй крупный технологический тренд в безопасности авиаперевозок. Камеры, которые получают снимки в терагерцового диапазона, могут быть использованы как разновидность раздевающих сканеров. Терагерцового оборудование может автоматически детектировать практически любое химическое вещество по спектральному "отпечатка", в том числе и пентрит — после неудачного "рождественского" теракта в канун наступления 2010 года это достоинство стало краеугольным камнем маркетинговой политики компании TeraView. Казалось бы, вот оно, решение … но не стоит утешать себя раньше. Терагерцового волны обладают очень низкой проникающей способностью — порядка нескольких сантиметров. Найти пояс шахида под одеждой или брикет пентрита в подошве ботинка с помощью терагерцового спектрометра несложно. А отыскать взрывчатку в глубине посылки — уже достаточно проблематично.

Открытие шестидесятилетней давности

Неужели современная наука не способна предоставить технологию, позволяющую с высокой степенью достоверности находить взрывчатку в авиационном багаже? Теоретически такая технология существует, притом разработана она преимущественно советскими учеными в 1960-80 годах.Речь идет о Обнаружители взрывчатых веществ, основанных на …

Полную версию статьи читайте в ноябрьском выпуске газеты Security News или в электронном журнале Security Focus >>

Компания: Security Focus (Секьюрити Фокус)

Оцените статью
Access Electronics