Фоторепортаж >>
Союз ведомств состоялся. В первый день министры Шойгу и Нургалиев вдвоем, если не считать огромной массы народа, сопровождающей подобные визиты, обошли выставку. Похоже, что дуализм нашей власти, едва зародившись, пошел транслироваться вниз по иерархической лестнице.
Апофеозом похода "руководящей пары" по выставке стала демонстрация единого ситуационного центра на стенде компании Polymedia, вклад которой в это дело был самый видимый — огромные демонстрационные экраны.
- "Важный шаг"
- Собака и техника
- Как нам просветить пассажира
- Курица — не птица, пол-микрозиверта — не доза
- Длина волны имеет значения
- Имя им регион
- Охраняя свой город
- Источник резервного питания
- Многофункциональный "железо" и душа человека
- Анаэробного заражения — надежный заслон!
- Предотвращать преступление и мониторить наказания
- Машина для пограничника
"Важный шаг"
Первым, к кому я согласился с вопросом о смысле его участия в салоне, был Николай Пронин, который представлял компанию "Бастион". Услышав его ответ, я решил, что других отзывов о салоне мне уже не нужно — так просто и в то же время возвышенно сформулировал все Николай:
"Мы рады участвовать в этой выставке. Проведение такого мероприятия означает, что МЧС намерено показывать себя с лучшей стороны, демонстрировать эффективные, новейшие разработки, которые могут пригодиться в деле спасения и защиты граждан нашей Родины. МВД давно проводит свою выставку — "Интерполитех", а вот в МЧС ничего подобного никогда не было. Участие в выставке в данный момент, наверное, не принесет нам особой коммерческой выгоды, но оно имеет имиджевое значение — заявить о себе, как о производителе, который способен обеспечить потребности МЧС . Это важный шаг для нашей компании, и мы горды тем, что получили приглашение на эту выставку, и тем, что здесь оказались ".
Собака и техника
Одним из наиболее популярных экспонатов салона были собаки, которых привезла на салон служба безопасности "Аэрофлота". Что они делают в авиакомпании? Конечно, ищут взрывчатые вещества (ВВ). Собаки охотно демонстрировали свое умение, находя под фанерными ящиками частицы имитатора ВВ.
Скрестив арктическую оленегонных брань с фокстерьера, а затем добавив шакала, Клим Тимофеевич Сулимов получил психологически устойчивую собаку, хорошо поддается обучению и приспособленную к работе в широком диапазоне температур. И … оказался со своими питомцами "на свалке" — так сам он обозначает место, в которое попал после "августовского дефолта". Там и нашел его зам. начальника службы авиационной безопасности "Аэрофлота" Азат Гумирович Зарипов.
Четвероногие, о которых идет речь, — небольшие, приспособлены к работе в тесном салоне пассажирского лайнера. Но "Аэрофлот" осуществляет в день около 300 рейсов. Даже у героини русского фольклора — бешеной собаки, для которой семь верст не крюк, опустились бы лапы. Для этого в службе безопасности "Аэрофлота" разработали, а затем и запатентовали технологию, которая позволяет собирать на объектах пробы воздуха и привозить их туда, где находятся собаки.
Азат Гумирович добавляет новой технологии большое значение. В "Аэрофлота" уже есть семь "устройств аккумулирования газообразных компонентов взрывчатых веществ". За полчаса с их помощью можно обследовать 15-20 самолетов, взять пробы, а затем доставить собакам. Аналогичным образом, можно, например, пройти поезд и взять пробы в каждом вагоне, а потом выгрузить образцы воздуха на станции, где будут ждать собаки. Несколько минут — и экспертное заключение готово. С таким устройством можно и сторонним организациям предлагать свои "услуги по винюхиванию".
Пожелаем же им здоровья, успехов в работе и плодотворного размножения — чтобы их популяция достигла той численности, необходимой для официальной регистрации этих замечательных животных в качестве отдельной породы. А также для расселения по стране на кинологических станциях, мимо которых не прошмыгнет ни один "энтузиаст взрывного дела".
Как нам просветить пассажира
Наша редакция постаралась рассмотреть на салоне одну выбранную отрасль — не слишком большое и заметное. Ею стало Досмотровое оборудование. В свое время толчок развитию этой сферы дало 11 сентября. Почувствовав этот толчок, производители живо откликнулись на него, и конкуренция в данной области обещает в ближайшем будущем только обостряться. Хотя … она это всем обещает.
Сканировать человека плоским веерообразным рентгеновским лучом — такова главная идея, лежащая в основе системы досмотра Express Inspection. Ее привезли на салон новосибирский Институт ядерной физики и предприятие "Научприбор" из Орла.
Регистрируется изображение линейным приемником, который перемещается вместе с лучом. Следствием такого построения прибора, как рассказал мне зав. сектором научного отдела ИЯФ Дмитрий Николаевич Григорьев, является высокая разрешающая способность, малая доза облучения и отсутствие искажений в изображении.
Разрешение в установке составляет 1 мм. Этого достаточно, чтобы оператор увидел все предметы, которые проносит на своем теле или в одежде человек. Поскольку приемник излучения — линейный, на него не попадает рассеянное излучение, и поэтому картинка получается еще более четкой. Оператор может, например, отличить на получаемом изображении ручку от карандаша, увидеть внутренний механизм наручных часов.
Особая геометрия установки позволяет улавливать приемником и использовать для получения изображения практически все излучение, падающее на человека. Поэтому установка за одну процедуру обзора дает дозу меньше, чем 0,5 микрозиверта. Это очень мало — за счет фонового излучения человек в день получает 3 мкЗв, а за час полета на самолете — 5 мкЗв, поскольку на высоте излучения больше.
В свое время ИЯФ и "Научприбор" создали медицинскую рентгеновскую установку. ИЯФ сделал опытный образец, а затем передал технологию в "Научприбор". Там прибор доработали, сделали красивее и поставили в массовое производство, которое вели также еще два отечественных завода. Ни одна из этих установок — а они разошлись по стране сотнями — до сих пор ни разу не вышла из строя.
Позже, когда обострилась проблема безопасности в аэропортах, была разработана методика для досмотра пассажиров. Производство нового прибора также организовал завод "Научприбор". Сейчас две такие установки действуют в аэропорту "Домодедово", две — в "Пулково", по одной в аэропортах Новосибирска и Ханты-Мансийска. В этом году две установки проданы в США.
Курица — не птица, пол-микрозиверта — не доза
Московское СКБ "Медрентех" представил два своих изделия — установку для персонального ухода Homo-Scan и прибор для проверки ручной клади "Инспектор". Как сообщил мне начальник отдела продаж СКБ Владимир Васильевич Савельев, за одно сканирование на приборе Homo-Scan человек получает 0,4 микрозиверта. Это означает, что за год он может пройти такую процедуру без вреда для здоровья 500 раз. С помощью прибора можно разглядеть медную проволочку толщиной 0,12 мм.
Сканирование проводится в течение 5 секунд. Открывания и закрывания дверей, размещения человека в камере занимают больше времени, и типичная процедура осмотра продолжается в общей сложности 20 секунд. Акцент на многократное увеличение скорости проверки по сравнению с ручным методом делают все поставщики досмотровой техники.
В установке для проверки ручной клади "Инспектор" используется точечный источник и приемная линейка детекторов, расположена по окружности. Это позволяет избежать искажений в изображении, что важно при рассматривании предметов, "навалом" набросали в портфеле или сумке.
Мощность излучения в установке "Инспектор" значительно выше, чем в приборе Homo-Scan, но она не настолько высока, чтобы засветить фотопленку или повлиять на работу электроники. По сравнению с медицинским рентгеновским прибором доза здесь мизерная.
"Инспектор" выпускается в трех вариантах — с размером туннеля для подачи багажа 60х40, 60х70 и 120х90 см (первый размер — ширина, второй — высота). Выпущен и первый аппарат с размером туннеля 150х165 см и грузоподъемностью 3 тонны. Он рассчитан на подачу осматриваем груза автопогрузчиком.
СКБ выделилось в свое время с завода "Мосрентген". Оно является и разработчиком, и производителем досмотровой аппаратуры, а также медицинских рентгеновских приборов и испытательной высоковольтной техники. В настоящее время две установки Homo-Scan работают в аэропорту "Пулково". Там же работают приборы "Инспектор".
Длина волны имеет значения
Компания "Борлас Секьюрити Системз" представила на салоне сканер SafeScout. Он основан на радиоволновой сканировании в миллиметровом диапазоне — 24-30 ГГц. Система регистрируют радиоволны, прошедшие сквозь одежду человека и отраженные от поверхности его тела. За одно сканирование, которое длится 1-2 секунды, на монитор рабочей станции оператора выводится "псевдотрехмерной голографическое изображение человека" со всеми скрытыми на поверхности тела и в одежде предметами. Разрешение сканера — 5 мм.
Известно, что досмотр пассажиров с помощью металлодетекции и прощупывание на пунктах досмотра пассажиров в аэропортах проводится со скоростью 120 человек в час. Применение сканера SafeScout вместо ручной проверки позволяет увеличить пропускную способность пункта осмотра до 300 человек в час и при этом повысить эффективность обнаружения скрытых объектов, в том числе неметаллических.
SafeScout — цилиндрическая кабина, построенная по принципу "стакан в стакане", со сквозным проходом. Между двумя прозрачными стенами кабины, изготовленными из поликарбонатных стекол, в изолированном от пассажиров пространстве перемещаются две антенны — каждая делает поворот на 110 градусов. Система регистрируют радиоволны, прошедшие сквозь одежду человека и отраженные от поверхности его тела. Разрешение сканера — 5 мм.
Радиоволны сканера безвредны для человека. Мощность их сигнала в 10 000 раз ниже мощности сигнала мобильного телефона. SafeScout может с успехом применяться на различных производственных предприятиях для борьбы с хищениями продукции. Это та сфера деятельности, в которой нельзя использовать рентгеновский контроль
Еще одной важной задачей, которую с успехом можно решать с помощью сканера SafeScout, является выявление электронных носителей информации, фото-, видео-и аудиозаписывающих устройств, мобильных средств связи, что актуально при обеспечении конфиденциальности деловых переговоров и при противодействии "шпионской" технике .
Сейчас в нашей стране 21 сканер SafeScout успешно работает в пяти аэропортах и на двух промышленных предприятиях, 13 сканеров установлено в аэропортах Азербайджана.
Как сообщил директор по развитию бизнеса "Борлас Секьюрити Системз" Сергей Жебрун, компания видит перспективу в том, что в дальнейшем целый ряд специальных досмотровых средств, таких, как радиоволновой сканер, стационарный металлодетектор, сканер обувь, интроскоп для досмотра ручной клади и багажа или комп "Компьютерный томограф, будут интегрированы в единый комплекс. В этом комплексе будет проводиться автоматизированный программный анализ изображения, получаемого от различных систем, и распознавания предметов повышенной опасности. При взведенном к минимуму человеческий фактор.
Имя им регион
Изначально планировалось, что на салоне будут организованы региональные экспозиции, которые покажут, как строится система безопасности отдельной области в комплексе, сверху вниз. И таких региональных экспозиций было … ровно одна. Этой единственной областью стала Ростовская.
Конечно, действовал еще и стенд, посвященный Олимпиаде в Сочи — он объединил множество производителей из разных сфер. Работали и экспозиции региональных центров МЧС. Но показать и комплекс по защите "общества, бизнеса и граждан", и своих лучших производителей "сподобились" только ростовчане. За что и удостоились от нашей редакции пристального внимания.
Охраняя свой город
На стенде Управления вневедомственной охраны при ГУВД по Ростовской области была представлена одна из составных частей комплексной системы "Безопасный город", которая внедряется в Ростове-на-Дону. Три основных технических части этой системы — видеонаблюдение, так называемые стойки "гражданин-милиция" и система мониторинга положения патрульно-постовых машин.
На магистралях Ростова и в местах наибольшего скопления людей установлено уже более 150 камер наружного наблюдения. А стойки "гражданин — милиция" служат для двусторонней аудиосвязи между потерпевшим и милицией. Они устанавливаются в наиболее оживленных или криминогенных местах Ростова. Гражданин может, нажав кнопку, связаться с оператором ситуационного центра.
Оператор определяет, где произошло правонарушение, и направляет туда ближайшую патрульную машину. Чтобы установить, какая из машин к этому месту ближе, оператор использует систему мониторинга подвижных групп милиции. Именно за эту часть отвечает Управление вневедомственной охраны.
На стенде УВО был развернут операторский пункт системы мониторинга, работавший в режиме реального времени. В Москву по IP-каналам вывели информацию о местонахождении групп задержания, которые несли дежурство в Ростове. На мониторе на карте Ростова были видны движущиеся точки, указывающие реальное местоположение этих групп.
Вот что рассказал нашей газете зам. начальника УВО при ГУВД по Ростовской области Олег Георгиевич Гвоздев:
"Комплекс" Безопасный город "строится так, чтобы связать в единую систему всю милицию и службы жизнеобеспечения Ростова. Операторы ситуационного центра имеют возможность по прямому каналу связаться с дежурными по ГИБДД, по вневедомственной охраны, по патрульно-постовой службе, МЧС и другим оперативным службам города. Это позволяет быстро принимать решения и направлять в место происшествия наряды соответствующих подразделений.
Объекты, перемещение которых мы отслеживаем, — это наши группы задержания. В то же время, у нас есть объекты других организаций, которые мы обслуживаем на договорной основе. Но их количество пока незначительно. Граждане сегодня не готовы оплачивать эти услуги. Поэтому основная роль в развитии системы отводится бюджетному финансированию. Первый этап развития системы завершился в прошлом году. В этом году начат второй этап: прошли проектно-изыскательские работы, проводятся конкурсные торги.
Переход с GPS на ГЛОНАСС частично приостановил нашу работу по развитию системы мониторинга подвижных объектов. Мы покупали свое оборудование еще до того, как было объявлено о переходе и к тому, как была утверждена программа "Безопасный город". Ведь наша система сначала развивалась самостоятельно, а потом органично влилась в комплекс "Безопасный город".
В прошлом году и в начале этого года мы не могли наращивать свою систему, и сейчас объекту блоки установлены лишь на 52 патрульных машинах вневедомственной охраны. Я думаю, что к середине года начнутся поставки новых объектовых блоков, работающих в системе ГЛОНАСС, и число машин, оборудованных системой мониторинга, значительно возрастет.
За прошлый год мы допустили только одну кражу из охраняемых нами 38 000 объектов и квартир, а в позапрошлом году — ни одной. В этом году их тоже не допущено ".
Источник резервного питания
В заключение Олег Георгиевич сказал также несколько добрых слов о ростовской компании "Бастион" — производителю источников резервного питания, разместил на салоне свою экспозицию рядом с УВО. А зам. коммерческого директора по развитию ПО "Бастион" Николай Пронин рассказал о продуктах, которые он привез на салон:
"Главный наш экспонат — это разработка для ГИБДД — источник" Скат ТЛ "для питания светофорного объекта, объединяющего до 8 светофоров на одном перекрестке, а также контроллер, который управляет их работой." Скат ТЛ "позволяет в случае отключения электроэнергии поддерживать нормальное уличное движение в течение долгого времени — до четырех часов. В его исходных параметрах заложен определенный запас на потерю напряжения при подключении светофоров, которые удалены на значительное расстояние.
Мы показали здесь и нашу новинку — мощный импульсный источник постоянного тока на 18 А, 12 В. Такие устройства все еще никто не догадался сделать — по крайней мере, в сфере охранной техники. Предложенная нами модель называется "Скат V12DC18, исп. 5". Она предназначена для использования на улице, при температуре от — 40 до +40 градусов Цельсия.
Еще один наш продукт — мощный источник питания для систем видеонаблюдения на 32 канала — Skat-V.32. С его помощью можно питать 32 телекамеры фильтрованным напряжением, а значит, решить известную проблему видеонаблюдения, которая заключается в том, что аналоговые камеры, которые питаются от одного источника, приводят помехи друг на друга ".
Кроме того, данный источник позволяет правильно учесть падение напряжения в проводах. На более удаленные от источника камеры можно подать напряжение выше — источник обеспечивает поканальное дискретную регулирования выходного напряжения.
Предыдущие версии этого устройства — на 4, 8 и 16 камер — уже достаточно известны на рынке. Интересная модель Skat-V.5. Помимо четырех 12-вольтовых выходов для питания камер у нее есть выход на 220 В для подключения регистраторов, квадраторов, мониторов — все, что может понадобиться в системе видеонаблюдения небольшого объекта.
В свое время наше предприятие было включено в большую федеральную программу по установке таксофонов в каждый населенный пункт. В России 65 тысяч населенных пунктов, и нам предстоит огромная работа по изготовлению источников питания для них.
Выпускаемой нами по этой программе ИБП также представлен здесь, на салоне. Он способен сохранять работоспособность при температуре от — 40 до +40 градусов. При температуре ниже 0 градусов батарея катастрофически теряет емкость, и, чтобы это предотвратить, мы упаковали ее в дополнительную синтетическую оболочку и обеспечили термостатом, который автоматически поддерживает температуру внутри всей конструкции. Кроме того, источник заключен в антивандальный стальной корпус.
Два выпускаемых нами варианты этого источника называются "Скат-1200 исп. 5" и "Скат-2400 исп. 5". Они дают выходное напряжение 12 и 24 В соответственно. "Скат-1200 исп.5" имеет один аккумулятор в термостате, а "Скат-2400 исп.5" — два.
Многофункциональный "железо" и душа человека
Ни много, ни мало — 65 тысяч объектовых блоков можно подключить к центральному пульту "многофункциональные информационной системы безопасности", которую продемонстрировала ростовская компания "АВМ Система". Разработчик и производитель системы — отечественное оборонное предприятие, а компания является эксклюзивным дистрибьютором продукта.
Система организована по многоуровневому принципу. Она позволяет собирать на пульт централизованного наблюдения (ПЦН) данные от множества датчиков и приборов самого разного типа, включенных в единую сеть.
Для передачи информации используются радиоканалы 146-176 МГц, GSM-каналы и ведущие линии RS-485. Эти способы передачи данных могут, в случае необходимости, дублировать друг друга. В системе предусмотрен периодический опрос приборов об их состоянии, подтверждение тревожного сигнала, вызов по программе, заложенной в эту систему, оповещения владельцев охраняемых объектов.
При использовании системы для мониторинга целого региона в ней может быть организовано множество пультов — центральный ПЦН, ведомственные и районные. На каждый пульт будет выборочно приходить только необходимая информация: на пульт пожарной охраны — оповещение о вспышках, в коммунальные службы — сообщения об авариях и утечках и т.д.
Пока система работает в единственном экземпляре — на самом заводе-изготовителе. Показанный на салоне центральный пульт — второй по счету, он прибыл сюда прямо с конвейера. Теперь этот пульт будет установлен в Главном управлении МЧС России по Ростовской области, и начнется подключение к нему различных систем мониторинга.
Ростовская компания удивила меня не только своим продуктом, но и редким способом его маркетинга. На стенде компании трудилась, усиленно пропагандируя новый продукт, Валентина Никитенко — "единственный экстрасенс на этой выставке". И я считаю, что не только на этой.
О чем рассказывала Валентина посетителям? В первую очередь, о достоинствах "многофункциональным информационным …". А еще о том, какую роль в защите людей и среды их обитания играет психологический комфорт, отсутствие страха и напряжения.
Возьмем эмоциональное состояние охранников и операторов систем мониторинга. Постоянное ожидание тревожного события — необходимый элемент их работы. Значит, им нужна правильная психологическая подготовка, а также действенная релаксация после дежурства. Рядового гражданина, наоборот, следует оградить от тревожных чувств, мыслей о том, что что-то может случиться с ним и его семьей.
Подходящий пример — школа. Важно внедрить в ней технические средства безопасности, дать родителям возможность удаленно получать данные о местонахождении ребенка. Это позволит, как считает Валентина, убрать из школы охранника, который все равно не сможет никого защитить — лучше него это сделает группа реагирования, если обеспечить ей возможность быстро прибыть на место. Присутствие человека в форме только нагнетает страх у людей, и этот страх сам становится источником опасности. Лучше наблюдать за людьми так, чтобы они не чувствовали напряжения.
Психоэмоциональное фактор важен и для защиты людей на улице, в местах массового скопления, таких как метро или стадионы. Пример — толпы болельщиков, в которых эмоции — как положительные, так и отрицательные — подвергаются взаимному влиянию и многократно усиливаются, становясь источником повышенной опасности.
Так что не удивляйтесь, читатель, если через некоторое время появятся приборы, регистрирующие психоэмоциональное состояние людей, а затем и устройства, влияющие на него. Впервые задуматься о перспективах этой, еще не родившегося подотрасли сферы безопасности, как и о многом другом, можно было на салоне "Комплексная безопасность".
Анаэробного заражения — надежный заслон!
Если с эзотерическими науками сфере безопасности еще предстоит подружиться, то науки точные — это ее проверенный фундамент. И теперь это утверждение применимо даже к экологической безопасности. Моделировать сложные гидро-и аэродинамические естественные процессы умеют специалисты Научно-образовательного центра математического моделирования экологических систем, который существует в Таганрогском технологическом институте Южного федерального университета — так сейчас называется Таганрогский университет. Аспирант Дмитрий Лапин подробно рассказал мне об их работе.
Сотрудники центра произвели реконструкцию экологической катастрофы, которая произошла в Азовском море в 2001 году. В том году огромная зона анаэробного заражения — отсутствие кислорода и большое количество сероводорода — возникла перед входом в Таганрогский залив, через который в Дон ходит рыба на нерест. Мальки, родившиеся в русле Дону, спускались в залив, попадали в эту зону и гибли — и рыбы в том году в море не было.
Почему так произошло? Было холодное лето, шли дожди, и органику с берега посмивало с море. Затем резко наступила жаркая погода, состоялась стратификация этой массы, и началось ее разложение. Построив численную модель этого процесса, сотрудники центра получили результаты, совпавшие с данными замеров.
Признаюсь: мальков мне жаль больше, чем, скажем, экспонента, который сидит и переживает — зайдут на его стенд два министра или будут завернуты в соседней проход ушлым конкурентом. И поэтому я рад, что подобные исследования позволят предусматривать экологические бедствия и противостоять им.
А вот пример моделирования техногенных явлений — предсказание последствий добычи в Тихом океане марганцовых конкреций — отложений, состоящих из шариков, насыщенных ценными металлами. Их засасывают со дна, отделяют, а всю "муть" сбрасывают назад. Численное моделирование показывает: если сбрасывать эти отходы на поверхность, то они придут к ни в чем не повинных Гавайских островов, а если на глубине 100 м, то распространятся гораздо меньше.
Сотрудники центра привезли на салон также проект оперативной системы анализа и прогноза чрезвычайных ситуаций. Основное ядро системы — математические модели. Предполагается поставить по морю множество датчиков различного типа, которые изъявят ранние признаки бедствия, например, нефтяного пятна. Затем комплекс параллельных вычислений даст результат — что может произойти дальше, как будет распространяться пятно и т.д. Это позволит решить, как бороться с бедствием, а также установить его причину.
С помощью этой же системы можно отслеживать паводковые явления, а также предусматривать заиливания русла Таганрогского залива, что позволит правильно и с меньшими затратами чистить его фарватер. Есть у центра и отдельная программа моделирования загрязнения воздушной среды в Таганроге.
Предотвращать преступление и мониторить наказания
Когда-нибудь у нас в стране заработает единый номер для служб спасения — 112, который уже утвержден в Европе. А пока разные производители реализуют данный подход в своих разработках. Об этом мне рассказал Игорь Анатольевич Яковлев. В Таганрогском НПП "Спецстрой-связь", головном предприятии группы компаний "Протон-ССС", он является заместителем начальника коммерческого центра.
"Протон-ССС" представил на салоне две новые разработки — "Единую очередную диспетчерскую службу 112" (ЕДДС-112) и систему видеонаблюдения "Азов". В пульте ЕДДС-112 коммутатором служит телекоммуникационное оборудование, которое выпускает "Протон-ССС". Пульт может также использоваться в качестве производственной АТС емкостью до 30 000 абонентов.
Если один продукт ГК "Протон-ССС" поможет милиции быстрее отреагировать на действия злоумышленника, то другой — присмотреть за ним впоследствии в "местах не столь отдаленных". В системе видеонаблюдения "Азов" пока две установки — в одном из московских СИЗО и в волгоградской колонии. И хотя третье место, где будет установлена система, станет тоже СИЗО — ростовское, "Азов", разумеется, не является специальной системой для тюрем.
Дело лишь в том, что система разрабатывалась при участии службы исполнения наказаний. Это хорошо масштабируемый и гибко конфигурируемый комплекс, который может быть доработан и под потребности любого заказчика по эту сторону колючей проволоки.
Машина для пограничника
Стильный, черный автомобиль "Патриот Окапи" — это патрульно-мобильный комплекс, который позволяет обнаруживать любой объект, а затем отслеживать его передвижения и передавать информацию о нем группе оперативного реагирования. На автомобиле установлен радар и оптико модуль, который включает в себя тепловизор, телекамеру и лазерный дальномер. Все эти устройства позволяют выявить искомый объект и следить за ним, передавая информацию, например, группе оперативного реагирования.
В экипаж патрульно-мобильного комплекса входят командир, оператор и водитель. Оператор отслеживает информацию, командир принимает решение о том, как поступить с обнаруженными объектами. Подобные комплексы, хотя они и создаются для пограничников, могут проводиться также в иной модификации и иметь другие технические характеристики.
Комплекс выпускает НПО "Горизонт" на базе УАЗовского автомобиля "Патриот". Радиолокатор и оптоэлектронный блок во время работы выдвинуты вверх и находятся над крышей автомобиля. А когда они убраны, автомобиль внешне ничем не отличается от обычной машины "Патриот-УАЗ".
Ольга Жук-Триполитова, нач. отдел маркетинга НПО "Горизонт", рассказывая мне о комплексе "Патриот-Окапи", особо отметила, что он не случайно кажется таким большим и вместительным. "Патриот" — машина не очень большая, и специалисты НПО проделали сложную работу, чтобы "впихнуть" в нее так много оборудования.
Выбранный "Патриот" был потому, что поставлять МЧС, УВД и пограничную службу иностранными внедорожниками было бы слишком дорого. В итоге НПО "Горизонт" вполне можно считать большим пропагандистом отечественного автопрома. Кстати, детище предприятия полностью нравится иностранцам, которые свободны от российских комплексов по поводу своих автомобилей.
Вскоре "Горизонт" начнет выпускать автомобиль под рабочим названием "рысаков". Он будет перевозить командира, который получает информацию с "Патриотов-Окапи", а также двух бойцов и пограничную собаку.
***
Министры — собаки — Ростовская область — обзорная техника. Я бы и дальше двигался по этой спирали, открывая для себя массу неожиданного из того, чем богата безбрежная отрасль безопасности. Но здесь салон вдруг кончился. И мне остается только призвать всех прийти в мае 2009 года на салон "Комплексная безопасность". Наверняка он будет еще интереснее. Ведь жизнь не стоит на месте.
Алексей Криволапов
Security News
Часть 1 | Часть 2
Компания: Security Focus (Секьюрити Фокус)