Майк Ши (Mike Shea)
Источник: Security Technology and Design
На каких ошибках последних лет в области чрезвычайного реагирования стоит поучиться?
Всего за несколько месяцев до того, как разразился ураган Катрина, наша фирма, Ross & Baruzzini, провела опрос 200 человек, ответственных за действия при чрезвычайных обстоятельствах: глав муниципалитетов, морских портов и аэропортов. Целью опроса было выяснить, как они оценивают свою готовность к чрезвычайной ситуации. Результаты нас удивили. Всего 12 процентов опрошенных считали теракты наибольшей угрозой для их объекта. В 4 раза больше респондентов "с передовой" больше беспокоились об угрозе стихийных бедствий, таких как ураганы, торнадо и землетрясения.
Их опасения подтвердились 29 октября, когда Нью-Орлеан был накрыт ураганом Катрина, на 2 дня отрезали власть от радио-и телефонной связи. Через 2 дня остановилась деятельность центров чрезвычайного реагирования, так как кончилось топливо. Под натиском шквального ветра рухнули башни сотовой связи, поэтому беспроводные сети и мобильные телефоны также вышли из строя. В последующие недели разрушительные ураганы с дождем и ветром, Рита и Вилма, взорвались и в других регионах: на побережье Мексиканского залива и в центральной Флориде. Многие стали задаваться вопросом: не начало ли это целого цикла сильных штормов и ураганов?
Я архитектор, а не синоптик. Но синоптики обещают еще более сильные катаклизмы, а сезон ураганов 2006 года начнется уже через несколько месяцев. Поэтому необходимо модернизировать центры чрезвычайного реагирования и пересмотреть планы действий в чрезвычайных обстоятельствах, чтобы лучше подготовиться к возможным нештатных ситуаций, будь то природный катаклизм или террористический акт.
Согласно проведенному нами опросу "CODE Red: Степень готовности к чрезвычайным ситуациям", почти половина опрошенных назвали бюрократию и отсутствие координации основным препятствием для улучшения подготовки к чрезвычайным обстоятельствам. Почти половина опрошенных заявила, что улучшений в готовности к чрезвычайным обстоятельствам за 4 года, прошедших с 11 сентября, не было или было очень мало. Другая половина считает, что был сделан большой шаг вперед. Основываясь на наших опросах, мы считаем, что есть основания для более оптимистичного взгляда на вещи.
Несомненно, есть ошибки, на которых надо учиться, и многое еще предстоит сделать для повышения готовности к чрезвычайным ситуациям на всех уровнях. Мне вспоминается цитата Уинстона Черчилля, в котором он выразил свой взгляд на кризис: "Когда орлы молчат, начинают визжать попугая". То есть мы должны хорошо понимать, что нужно сделать, чтобы добиться успеха.
Поэтому я предлагаю вашему вниманию 10 советов по улучшению ситуации.
ПЕРВЫЙ: Придите к соглашению о региональном план действий в чрезвычайных обстоятельствах.
Чрезвычайная ситуация — не время решать, как именно следует координировать действия различных команд, служб и организаций. Чрезвычайные ситуации редко обращают внимание на политические границы. Необходима согласованность действий всех участников.
ВТОРОЙ: Разработайте общую систему связи.
Сейчас достигнуты определенные успехи по сравнению с 11 сентября, когда полицейские и пожарные Нью-Йорка не могли общаться между собой. Имеющиеся на рынке на сегодняшний день системы связи используют одну частоту для полиции, пожарных и других групп чрезвычайного реагирования. Многоуровневая система связи, состоящая из радио, телефона, сотового телефона, кабельного телевидения и интернета лучше всего подходит для управления.
ТРЕТИЙ: Действуйте в соответствии с общим планом мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Такой план был разработан Агентством национальной безопасности и принят в ноябре 2004 г. В нем указаны основные действия, которые следует принимать в случае ЧП всем подразделениям, а также разработаны единый протокол и терминология. Определены 15 вспомогательных функций, которые должны выполняться муниципалитетами в случае чрезвычайной ситуации, разработаны рекомендации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций совместно с центрами чрезвычайного реагирования, в задачи которых входит координация совместных действий и быстрое принятие решений. Вспомогательные функции муниципалитетов — от транспортного обеспечения, связи и административной деятельности по охране здоровья и медицинских услуг, а также долгосрочная помощь в реабилитации и уменьшении последствий чрезвычайной ситуации.
ЧЕТВЕРТЫЙ: Разработайте план резервных систем обеспечения энергии, связи и информации.
Согласно нашему опросу, 93 процента респондентов считают, что аварийная резервная энергосистема — самое слабое звено в обеспечении долгосрочных операций. Резервную систему связи считают очень важной 85 процентов. Также около 85 процентов считают, что крайне важен для обеспечения работы администрации резервный центр данных. Мы рекомендуем иметь 2 аварийных генератора и трехдневный запас топлива. Телефонная связь должна осуществляться с помощью двух независимых центральных АТС, а Интернет — с помощью двух отдельных высокоскоростных линий. Кроме того, хорошие результаты дает использование обычного радио наряду с радиолюбительской связью.
ПЯТЫЙ: Перед строительством или модернизацией центра чрезвычайного реагирования определите основные уязвимые места.
Тщательное обследование должно происходить при участии нескольких специалистов: специалист по безопасности должен определить уровень потенциальной угрозы и известные уязвимости-инженер-проектировщик строительных конструкций должен проанализировать свою область, например, сопротивление конструкции ветре-специалист по связи должен разработать соответствующие решения для обеспечения деятельности администрации во время и после чрезвычайной ситуации.
ШЕСТОЙ: Серьезно рассмотрите вопрос о строительстве нового центра чрезвычайного реагирования.
Большинство помещений на сегодняшний день слишком малы и не могут одновременно вместить всех сотрудников соответствующих служб, что является ключевым моментом при совместной работе. Времена меняются. Нужно решать новые, более трудные задачи. Это — один из уроков, преподанных ураганом Катрина.
СЕДЬМОЙ: Позаботьтесь о комфорте.
Во время чрезвычайной ситуации служащие принимают критически важные решения круглосуточно, часто в тяжелых стрессовых условиях. В таких случаях комфорт — не роскошь, а необходимость. Здание должно отвечать требованиям эргономики, безопасности, прочности, эстетики, необходимо также предусмотреть зоны, где можно уединиться. Фактически мы разрабатываем центр чрезвычайного реагирования с внутренним открытым двором, с деревьями, извилистыми тропинками, скамейками и фонтаном, чтобы служащие могли успокоиться и расслабиться, прежде чем вернуться к работе.
ВОСЬМОЙ: Разработайте несколько уровней защиты для выявления и предотвращения незаконного вторжения.
Лучше зарекомендовала себя система с сужающихся кругов, начинается с периметра, так, чтобы наиболее важные в работе центра чрезвычайного реагирования места находились под многоуровневой защитой. Многие центры имеют недостаточно продуманную защиту, не в полной мере отвечает сегодняшним требованиям безопасности. Есть много уязвимых мест. Например, можно подогнать грузовик, полный взрывчатки, в зону досягаемости аварийного генератора.
ДЕВЯТЫЙ: Используйте современные технологии, чтобы уменьшить влияние человеческого фактора и работать с большей эффективностью.
Примером подобных технологий является спутниковая связь и GPS. Современные информационные системы также очень помогают в случае чрезвычайной ситуации. Например, после чрезвычайного происшествия почти невозможно в срочном порядке найти по телефону информацию о том, где можно накормить 1000 человек. Поэтому трудно переоценить наличие готовой базы с подобной информацией.
ДЕСЯТЫЙ: Не держите все яйца в одной корзине.
Пусть у вас будет резервный центр чрезвычайного реагирования. В некоторых городах, где наша компания разрабатывает новые центры оперативного реагирования, власти оставляют старые центры в рабочем состоянии на случай, если вдруг основной центр по каким-то причинам не сможет выполнять свои функции. Это можно выразить шестью словами: "Правильное предварительное планирование предотвращает печальные последствия". Вот наш девиз. Главное — будьте готовы ко всему. Как мы все убедились, от этого может зависеть будущее вашего города.
Опрос показал, что нет предела совершенству.
Опрос "CODE Red: Степень готовности к чрезвычайным ситуациям" проводился компанией Ross & Baruzzini по телефону в июне-июле 2005 года. Было опрошено 200 человек, ответственных за действия в чрезвычайной ситуации на своей территории или в городе или штате. Участниками опроса стали:
- департаменты национальной безопасности по штатам
- крупные аэропорты
- морские порты
- силы быстрого реагирования (полиция и пожарные)
- администрация городов (мэр, городской управляющий).
Каковы же основные опасности были выявлены?
Несмотря на повышенное внимание общественности и средств массовой информации к террористическим актам, большинство ответственных за национальную безопасность (48%) сильнее обеспокоены стихийными бедствиями, такими как торнадо или ураганы. Еще 26% считают наибольшей угрозой грозы с молниями, градом или сильным ветром. Изготовленные злоумышленниками взрывные устройства назвали наибольшей угрозой благополучию своего города или штата 27% опрошенных.
Какие препятствия стоят на пути к улучшению?
Почти половина (48%) лиц, ответственных за безопасность, считают бюрократию основным препятствием в получении федерального финансирования на усиление мер безопасности и подготовки к чрезвычайным ситуациям. Еще 47% репондентов считают, что улучшение координации между муниципальными властями, властями штата и федеральными властями будет эффективно для обеспечения национальной безопасности в США.
Стал выше уровень безопасности?
Почти половина (46%) начальников служб безопасности, отвечающие за аэропорты, порты, крупные автомагистрали, муниципалитеты, а также их числа пожарных и полицейских считают, что в подведомственных им подразделениях не произошло улучшений, или улучшения были незначительны или вовсе уровень готовности к чрезвычайных ситуаций снизился по сравнению с положением дел на 11 сентября.
Где наиболее уязвимые места?
Несмотря на усиление мер безопасности после 11 сентября, 38% отпрошенних руководителей служб безопасности назвали публичные здания и сооружения, такие как памятники и общественные парки, в числе объектов, наиболее уязвимых для чрезвычайных ситуаций, спровоцированных человеком. Для стихийных бедствий наиболее уязвимы энергоустановки (41%), запасы воды (38%) и системы связи (36%).
На что тратится федеральное финансирование?
Несколько лет назад началось федеральное финансирование национальной безопасности. С тех пор 75% муниципалитетов, портов и аэропортов получили финансирование. По словам их руководства, основная часть средств была потрачена на приобретение оборудования и снаряжения для работы пожарных или правовое обеспечение (75%), на учебные программы (67%) и на системы связи (60%).
Майк Ши (Mike Shea) — старший вице-президент компании Ross & Baruzzini, занимающейся техническими и технологическими проектами. Компания разработала безопасности и чрезвычайного реагирования для более чем для 200 общественных и частных учреждений. Майк Ши возглавляет отдел операционного проектирования для чрезвычайных ситуаций (Critical Operations Design and Engineering, CODE).